Опыт предыдущих десятилетий показывает и доказывает необходимость ранней профориентации для начала формирования чувства идентификации работника с предприятием, а, следовательно, мотивации к дальнейшей эффективной трудовой деятельности. Важно заинтересовать будущих специалистов еще с детского садика. В раннем детском возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять представления о различных профессиях, знакомить с различными отраслями.
Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно при выборе специальности. 3 декабря 2015 года президент Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию, которое прошло в Георгиевском зале Московского Кремля. На собрании был, затронут целый ряд вопросов, в том числе и предстоящий мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в Казани в 2019 году. Владимир Путин отметил растущий интерес среди молодежи к рабочим и высокотехнологичным профессиям и профессиям будущего, а также повышение конкурса в инженерные и специализированные учебные заведения в 2 раза. По словам президента, Россия стала первой в мире страной, где начали проводить конкурс профессионального мастерства среди детей от 10 до 17 лет под названием «Junior Skills». Раннее начало формирования сквозных компетенций – одно из базовых условий для создания у нас эффективной системы подготовки профессионалов мирового уровня в ближайшие годы.
Основная цель проекта - создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.
- повышение престижа рабочих профессий;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- разностороннее гармоничное развитие, саморазвитие и раскрытие творческого потенциала;
- приобретение социального опыта в условиях детского сада и колледжа;
- вырабатывать у детей интерес «работать руками»;
- познакомить детей с различными видами профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills;
- совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу;
- формировать стремление качественно выполнять различные виды работ;
Каждый ребёнок в рамках проекта «Детский сад - школа – колледж» имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в т.ч. профессиях будущего, обучаясь у профессионалов. Уроки технологии – посвящены получению и совершенствованию навыков профессионального мастерства по различным компетенциям. Кабинет технологии является своего рода мотивационным центром для детей, осуществляя раннюю профориентацию, прививая навыки «работать руками» и испытывать восторг от результатов своего творчества.
Центром образовательной и воспитательной работы является ребенок и его знакомство с различными профессиональными компетенциями профессий будущего, а также его профориентация и стремление к самореализации.
В течение года дети знакомятся со следующими компетенциями:
- Дизайн одежды – мастерская по проектированию и созданию различных элементов одежды;
- Кулинарное искусство – учащиеся постигают кулинарное искусство;
- Парикмахерское дело – учащиеся посещают парикмахерские и получают практические навыки оформление причесок.
Дети познакомились с основами ремесленных профессий, которые широко применяются в рамках современного производства, а также имеют возможность создавать все руками.
Школьники в рамках курса «Дизайн одежды», создают форму для маленьких поварят. В детском саду ребята перевоплощаются с юных кулинаров, готовят простые блюда. Таким образом, знакомятся с профессией «повар».
У самих учащихся есть прекрасная возможность побывать в стенах профессионального учебного заведения и непосредственно ощутить себя в роли повара. Квалифицированные преподаватели показывают и учат школьниц 6-7 классов искусству кулинарии.
На основе проведенной работы, а также наличия практического опыта работы по программе Skills Kids, можно сделать вывод о том, что данный проект позволяет повысить престиж рабочих профессий, развить профессиональное образование посредством организации и проведения занятий и тренингов, развить интеллектуальные и творческие способности детей, раскрыть творческий потенциал ребёнка. Также можно сделать вывод, что с помощью программы Skills Kids повышается интерес к профессиональному мастерству и прикладному творчеству в целом, формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей детей.